Centr-kreativ.ru

Мода и Стиль
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Mohawk (ирокез). Название стрижки могавк или ирокез взялось из самоназвания коренного индейского племени северных индейцев.

Прическа «Могавк» имеет несколько разновидностей. Общие черты стрижек этой категории заключаются в сильном укорачивании волос по бокам. Чаще всего виски сбривают наголо. Ото лба по центру головы волосы оставляют длинными. Допустимо присутствие прядей величиной 3–5 см. Иногда длина волос достигает 15 см и более.

Термином «Могавк» стилисты обычно обозначают стрижку, которая становится основой прически «Ирокез». Внешний вид шевелюры после укладки зависит от длины прядей хохолка, способа упорядочивания волос. Прическа также известна под названиями «Томагавк» и «Гребень».

Как понятно из общего описания, стрижка отличается неоднородностью длины. Предпочтение отдается прямым волосам нормальной густоты. Хотя шевелюра другой структуры также допустима.

Внимание! Вариант считается неформальным, подходит не каждому, требует регулярной укладки.

Состав

Племена Лиги (Конфедерации) ирокезов: мохоки, онайда, онондага, кайюга, сенека, тускарора.

ПлемяСамоназваниеПереводПримерная территория в XVII—XVIII веке
сенекаонондовага Onondowahgah / Onödowága«народ Великого холма»оз. Сенека и Дженеси
каюгагойогохононGoyogo̱hó:nǫ’ / Guyohkohnyoh«народ на ненадёжной земле»озеро Кайюга
онондагаонунда’гэга Onǫda’géga’/Onoñda’gega’«народ на холмах»озеро Онондага
онайдаонэнйода’ака Onʌyota’a:ka / Onvyoteʔa•ka / Onayotekaono«народ гранита»озеро Онейда
мохокиганьенгэха Kanien’kéha / Kanyen’kéha«народ кремня»река Мохок
тускарора1сгарурэнSkarù•rę’ / Sgarooreh’«плетущие рубашки из кендыря»Из Северной Каролины²

1 Присоединились лишь в 1720 году. ² Поселились между онейда и онондага.

Ирокезская Лига ок. 1650 года.

Ирокезская Лига ок. 1720 года.

Война за независимость США и ирокезы

По мере того, как территорию США осваивали европейцы, индейцев постепенно оттесняли с их исконных мест обитания. Особенно жестоко страдали от набегов ирокезов территория Новой Франции. Постепенно англичане захватывали территории голландских колоний, тем самым лишая индейцев контактов с их торговыми партнерами.

Когда в 1688 году между Англией и Францией начались боевые действия, ирокезы оказали поддержку англичанам. Причиной такой преданности оказалось английское оружие. Англичане были поставщиками оружия северо-американским племенам.

Война за независимость США оказалась непростым испытанием для ирокезов. Долгое время они пытались оставаться в стороне. Лига ирокезов старалась не вмешиваться в ситуацию. Но сохранить полный нейтралитет им не удалось. Участвовать в боевых действиях индейцам все же пришлось. Англия проиграла войну. Территория, на которой обитали индейцы, перешла в собственность американских властей. Действия американского правительства привели к тому, что Лиги ирокезов не стало. Индейцы оказались в резервациях.

Историческое использование

Прическа существовала во многих частях мира на протяжении тысячелетий. Например, человек-клоникаван , болотное мужское тело 2000-летнего возраста, обнаруженное недалеко от Дублина в 2003 году, был одет в ирокез, украшенный растительным маслом и сосновой смолой. Произведения искусства, обнаруженные в пазырыкских захоронениях, датируемые 600 годом до н. Э., Изображают скифских воинов в таких же ирокезах. С тела воина, занимавшего один из курганов, ранее была снята скальпа, и на нем был волосяной протез в виде ирокеза. Геродот утверждал, что племя макаи, северное ливийское племя, «бреют волосы так, чтобы оставались пучки, а середина их волос вырастает длинными, но вокруг них со всех сторон сбривают их близко к коже».

Среди людей пауни , которые исторически жили в современной Небраске и на севере Канзаса , была распространена прическа «ирокез».

Отправляясь на войну, украинские казаки 16 века брили головы, оставляя длинную центральную полосу. Эта стрижка была известна как оселедец или чуприна, и ее часто заплетали в косу или завязывали в пучок .

Во время Второй мировой войны , многие американские солдаты , в частности , десантники из 17 — го воздушно — десантной дивизии носили мохоков , чтобы запугать своих врагов. Его также иногда носили американские войска во время войны во Вьетнаме . В начале 1950-х годов ирокезы носили некоторые джазовые музыканты, такие как Сонни Роллинз , и даже несколько девочек-подростков.

Девушка с гремучим ирокезом, 1951 год.

Английский панк с шипом ирокезом

Разновидности стрижки

Второе название могавка – прическа гребень, так как визуально ирокез на голове можно сравнить с гребешком. На сегодняшний день стилисты и парикмахеры практикуют несколько разновидностей могавка, а именно:

  1. Классический – у мужчины должны быть волосы средней длины, а полоску гребешка на голове нужно фиксировать при помощи геля, воска или лака для стайлинга. Ширину гребня оставляют средней, как и длину волос, волосы в остальной части головы выбривают под ноль.
  2. Могавк при помощи фена. Длину волос в области гребешка оставляют около 15-18 см. Далее мокрые волосы при помощи фена и щетки укладывают в виде объемного ирокеза, наносят стайлинговые средства. Благодаря такой длине волос стрижка подразумевает несколько вариантов укладки.
  3. Могавк «Статуя Свободы». Такой вид прически предпочитают парни из разных течений и субкультур. Гребешок обязательно должен быть узкий, но с длинными прядями. Его укладывают вверх при помощи сильного фиксирующего средства, формируя корону вдоль головы в виде острых лучей.
  4. Могавк в стиле «ленивый садовник». В данном случае разница между длинами волос на гребешке и висках незначительно отличается. Гребень оставляют шире классической стрижки могавк, но максимально короткой длины, остальную часть головы выбривают еще короче.
  5. Могавк с дредами. Эту разновидность гребешка стилисты относят к серии ультра-си. В данном случае волосы отпускают максимальной длины на гребешке, на висках бреют под ноль. После этого волосы сбивают в одну большую или несколько дредлоков, имитируя стрижку дикаря.

В целом все мужские прически гребень требуют от мужчины полного соответствия общего стиля с тематикой стрижки, а также неординарного мышления и взглядов на жизнь. Могавк часто предпочитают молодые парни, увлекающиеся спортом или субкультурными течениями. Лучше всего могавк сочетается с одеждой в стиле милитари или спорт.

Ирокезы в Войне за независимость США

В 1775 году началась Война за независимость США. В этом конфликте принимали участие, с одной стороны, Великобритания и лоялисты (т. е. лояльные британскому правительству), а с другой — 13 английских колоний. Большинство индейцев во время войны отстаивали позиции нейтралитета. Великий Совет Лиги Ходеносауни также изначально сохранял нейтралитет. Однако в 1777 году ирокезы выступили на стороне Великобритании. Основной причиной этого было то, что Англия являлась главным поставщиком оружия для североамериканских племен. Кроме того, колониальные власти запрещали своим выходцам занимать территории западнее Аппалачских гор во избежание конфликтов с индейцами.

После окончания войны Великобритания передала земли ирокезов под контроль США. В этот период Лига Ходеносауни прекратила свое существование. Часть ирокезов отошла на север – на земли, дарованные Британской короной за поддержку в войне. Другая половина племен Лиги Ходеносауни осталась на территории Нью-Йорка.

Состав

Племена Лиги (Конфедерации) ирокезов: мохоки, онайда, онондага, кайюга, сенека, тускарора.

ПлемяСамоназваниеПереводПримерная территория в XVII—XVIII веке
сенекаонондовага Onondowahgah / Onödowága«народ Великого холма»оз. Сенека и Дженеси
каюгагойогохононGoyogo̱hó:nǫ’ / Guyohkohnyoh«народ на ненадёжной земле»озеро Кайюга
онондагаонунда’гэга Onǫda’géga’/Onoñda’gega’«народ на холмах»озеро Онондага
онайдаонэнйода’ака Onʌyota’a:ka / Onvyoteʔa•ka / Onayotekaono«народ гранита»озеро Онейда
мохокиганьенгэха Kanien’kéha / Kanyen’kéha«народ кремня»река Мохок
тускарора1сгарурэнSkarù•rę’ / Sgarooreh’«плетущие рубашки из кендыря»Из Северной Каролины²

1 Присоединились лишь в 1720 году. ² Поселились между онейда и онондага.

Ирокезская Лига ок. 1650 года.

Читать еще:  20 идей боксерских кос, которые нужно попробовать

Ирокезская Лига ок. 1720 года.

Война за независимость США и ирокезы

По мере того, как территорию США осваивали европейцы, индейцев постепенно оттесняли с их исконных мест обитания. Особенно жестоко страдали от набегов ирокезов территория Новой Франции. Постепенно англичане захватывали территории голландских колоний, тем самым лишая индейцев контактов с их торговыми партнерами.

Когда в 1688 году между Англией и Францией начались боевые действия, ирокезы оказали поддержку англичанам. Причиной такой преданности оказалось английское оружие. Англичане были поставщиками оружия северо-американским племенам.

Война за независимость США оказалась непростым испытанием для ирокезов. Долгое время они пытались оставаться в стороне. Лига ирокезов старалась не вмешиваться в ситуацию. Но сохранить полный нейтралитет им не удалось. Участвовать в боевых действиях индейцам все же пришлось. Англия проиграла войну. Территория, на которой обитали индейцы, перешла в собственность американских властей. Действия американского правительства привели к тому, что Лиги ирокезов не стало. Индейцы оказались в резервациях.

Общая характеристика


Рис. 4

Индейцами называют коренное население Америки. Это название возникло еще XV веке из-за ошибки первооткрывателя Американского континента европейского мореплавателя Христофора Колумба. Приплыв к берегам Америки, он был уверен, что это Индия. Есть предположение, что предки современных индейцев переселились на земли Американского материка из Северо-Восточной Азии через Берингов пролив и Аляску. Много веков трудолюбивое индейское население осваивало Северную и Южную Америку. Раскопки археологов показали, что еще до колонизации в XVI веке существовали многочисленные племена индейцев, которые находились на разных ступенях развития. Это привело к возникновению нескольких культурно-исторических областей с характерными особенностями. Население одних занималось рыбной ловлей, охотой. Другие обрабатывали землю, разводили подсолнечник, хлопок, бобы, маис, табак. В Андах выращивали картофель, разводили скот. В основном индейцы-кочевники-скотоводы, охотники. К ним относятся племена ворон, арапахо, методакота. Некоторые племена постепенно переходили от родового общества к классово-рабовладельческому. Индейцы Центральной Америки — ацтеки, инки, майя — создали первые классовые государства, достигшие своего расцвета в VIII-III веках до нашей эры. По своему общественному устройству эти города-государства напоминали Древний Египет, Вавилон, Шумер. Во главе каждого государства стоял правитель, который считался олицетворением бога на земле. Его окружали представители родовой знати и служители культа. Господствующий класс беспощадно угнетал земледельцев и рабов, живших в небольших селениях вокруг главного города. Труд населения был очень тяжел, так как применялись только каменные и деревянные орудия. Общинники и рабы надрывались на постройке храмов и дворцов, строили дороги, сады и водоемы, обеспечивая праздную жизнь жречеству и родовой знати.


Рис. 5

Для своего времени индейцы были образованными людьми. Сохранившиеся памятники материальной культуры свидетельствуют о высоком развитии у древних таких наук, как астрономия, ботаника, география, история, медицина, математика. Жрецы племени майя знали периоды обращения пяти планет, умели предсказать наступление лунных затмений; вычислили точную продолжительность года, составили календарь. Европа в средние века не знала таких открытий. Племена индейцев относятся к одной расовой группе, несмотря на свою многочисленность. С монголоидной расой их сближает цвет кожи, который колеблется от светло-желтого до красновато-коричневого. Для индейцев характерны правильные черты лица. Они стройны, сухощавы. Волосы прямые, жесткие, черные, длинные. Красивыми считались высокие, стройные мужчины. Они должны были быть смелыми воинами. В своих романах Ф. Купер часто дает описание внешности индейских мужчин и женщин.


Рис. 6

Основные виды и формы причесок

Прически индейцев очень просты. Существовало два типа причесок — заплетенные косы (рис. 4) и распущенные волосы. Мужчины носили волосы до плеч, подстригая на лбу челку. Иногда височные пряди скручивались в жгуты или заплетались в косы. Женские прически состояли из пучков и кос. Рассмотрим прически некоторых индейских племен, которые имели свои индивидуальные особенности.

Мужчины племени кучинов носили распущенные волосы до плеч, смазанные маслом и красной охрой. Некоторые зачесывали волосы назад и собирали их в пучок на макушке, распускали «скальповую прядь» (рис. 5). Женщины заплетали волосы в косы.

Мужчины-ирокезы чисто выбривали голову, оставляя лишь часть волос в виде гребня, который шел от лба до шеи (рис. 6). «Гребень» подрезали так, чтобы волосы торчали вверх. Для густоты и устойчивости их смешивали с пучками оленьей шерсти или перьев. Женские прически — узлы и пучки, спускавшиеся низко на шею. Волосы обильно смазывали маслом, жиром, глинами или смолой, украшали цветами.

Мужчины-виргинцы сбривали волосы на голове только с одной стороны. Оставшиеся волосы заплетали в жгут, который свешивался на плечо и украшался цветами, лентами или ремешком. Женщины разделяли волосы пробором, свертывали наподобие баранок и закрепляли над ушами. Для крепости волосы наматывали на валики.

Мужские прически майя состояли из зачесанных волос, уложенных в пучки на макушке. Было принято знатным детям в детстве деформировать голову, закладывая ее между двумя дощечками. В период инициации лица мальчиков обкладывали горячими тряпками, для того чтобы не росла борода. Волосы на голове сбривали полностью. Женщины носили пучки, косы, жгутами обвивавшие голову наподобие тюрбана. Прически были изящны и скромны. Часто к естественным волосам добавляли шерсть животных. Окрашивали волосы растительными красителями — соками трав, листьев и плодов. Украшали цветами, перьями, лентами.

Прически многих индейских племен служили не только украшением. Часто они обозначали то или иное событие в жизни людей: рождение ребенка, наступление зрелости, посвящение в воины, вступление в брак. Фактически они были однотипны, но могли рассказать о занятиях члена племени, его культуре, быте, достатке. Так же как и у народов Африки, прически индейцев отражали положение в общине. Так как каждое племя индейцев поклонялось какому-нибудь животному, то и в прическах, особенно мужских, были элементы внешнего вида этого животного. Так, мальчики рода буйвола носили на голове два завитых локона, которые торчали с двух сторон наподобие рогов — в честь тотема.

Индейцы, почитавшие черепаху, носили шесть локонов, которые должны были напоминать ее плечи, голову, хвост, ноги. Прически племен, поклонявшихся ворону, орлу, лошади, горностаю, напоминали силуэты этих птиц и животных; их украшали рогами, хвостами, перьями, клыками.

Головные уборы, украшения, косметика

Одежда индейцев состояла из курток и штанов из замши, у женщин — юбок. Головные уборы индейских племен отличались большим разнообразием. Самым распространенным украшением были перья орла. Форма, положение и количество перьев говорили о военных заслугах. Индейцы племени кри, отправляясь в поход, надевали головные уборы, украшенные медвежьими или волчьими когтями. Надевали небольшие круглые шапочки, утыканные торчащими перьями, символизирующими воинскую доблесть. Ирокезы во время торжеств надевали кожаные колпачки, украшенные короткими перышками, среди которых торчали одно или два орлиных пера. Головным убором старейшин племени была повязка, выделанная из кожи оленя, в которую были воткнуты перья, спускающиеся до земли или расположенные вокруг головы. На концах перьев были прикреплены кисточки из красных ниток. Шапки делали из оленьих шкур, пучков конского волоса, окрашенных красной краской, имитировавших вражеские скальпы. Вожди носили головные уборы, украшенные шкурками горностая, норки, а также зубами, рогами, костями животных, чучелами змей, перьями. Отличившиеся воины имели право на уборы из перьев ворона, могли носить на голове чучело ястреба с распростертыми крыльями, капоры из перьев. Некоторые уборы из перьев имели в длину около двух метров и спускались с головы до пяток. Перья подбирались по тонам, головные уборы делались в течение многих месяцев. Основой, на которую крепились перья, служила кора фикусового дерева, волокна кукурузы, мех и шкурки животных Особенно ценились головные уборы из перьев птицы кацаль, символизирующей свободу и независимость, а также колибри, попугая. Перья подбирали строго по размеру и цвету. Часто они переливались всеми цветами радуги и издали казались живой птицей. Форма и цвет головных уборов были разнообразны. Цилиндрические уборы, надетые один на другой, означали высокий ранг. Жрецы, шаманы носили громоздкие головные уборы, которые весили несколько килограммов, маски животных и птиц. Члены племени — повязки из замши, кожи, расшитые бисером, блестками, инкрустированные металлическими пластинками или ракушками. Кроме повязок надевали шнуры, венцы, короны, последние — в особо торжественных случаях. Для украшения головных уборов использовали как драгоценные металлы, так и шлифованные камни, застывшие смолы, обработанные корни и плоды.

Читать еще:  Какие праздничные прически можно сделать на короткие волосы

Женские головные уборы, так же как и прически, были значительно проще мужских. Самый типичный — головная повязка, расшитая бисером или инкрустированная кусочками окрашенного меха. Женщины зрелого возраста покрывали голову матерчатыми платками или замшевыми шапочками, скрывавшими волосы. На торжества надевали кожаные шапочки круглой формы с длинными подвесками на висках из сушеных плодов, мелких камешков. Девушки носили венки, сплетенные из трав или цветов. Головные уборы отражали вкус своих владельцев, мастера изготовляли их долго и особенно тщательно.

Украшения были необходимым дополнением и повседневного и торжественного костюма. Как мужчины, так и женщины носили украшения на шее, руках, ногах. Все изделия, будь они из дорогих, или из простейших материалов, были изящно обработаны. Особенно много украшений надевали на праздники, которые длились неделями. По характеру украшений можно было отличить племенную знать -общины, установить занятия ее членов.

Племена апачей носили браслеты из рога и костей животных, на запястья надевали полоски из замши. Из нее же делались нарукавники, вышитые пояса (вышивали иглами дикобраза). Носили и ожерелья из шлифованных оленьих рогов, когтей медведя гризли, раковин денталей. Сушеные стручки гороха, ярко окрашенные орехи прикреплялись снизками над ушами, у висков. Меховые полоски, ярко раскрашенные, служили своеобразными украшениями шеи.

Индейцы-ирокезы ценили медные украшения. Вожди и знать носили бляшки и броши из серебра и жемчужин. В мочки ушей вдевали украшения из когтей ястреба или ворона. Женщины носили браслеты, кольца.

Индейцы североамериканских степей изготовляли разнообразные украшения из костей животных и раковин. Мужчины добавляли к ним украшения из перьев птиц. Во время танцев надевали ножные браслеты из сушеного гороха или бобов, полоски, сплетенные из стеблей или сухих трав. К украшениям приделывали металлические пластинки разных форм, которые должны были позванивать при передвижении.

Южные индейцы носили украшения из бисера и перламутра. В уши вдевали орнаментированные трубчатые птичьи косточки. В волосяные пучки втыкали длинные гибкие шпильки из ивовых прутиков, кости или рога. На концах шпильки украшались бусинками.

Ацтеки в изготовлении украшений достигли особого мастерства. Они делали ожерелья из золотых звеньев, усыпанные драгоценными камнями; золотые браслеты, серьги в виде крохотных фигурок животных, насекомых. Фигурки скрепляли в колье, ожерелья.

Индейцы племени борро украшали себя изделиями из тростника,, семян, раковин, зубов животных.

Индейцы инки-кечуа украшений носили мало. Вождь запрещал повседневное ношение украшений. Зато можно было украшать зубы пластинками из золота, нефрита, опала, обсидиана. Зубы подпиливались. Нефритовые украшения считались самыми дорогими, дороже золота. Носить украшения из нефрита имела право только знать — вожди, жрецы.

В 1931 году мексиканский археолог Альфонсо Касо, производивший раскопки в Монте Альбане около Оахаки, нашел клад, который наглядно доказал, что древние индейцы изготовляли свои украшения с необыкновенной тонкостью и изяществом. Индейцы умели обрабатывать горный хрусталь, твердые драгоценные камни. Среди находок ученого были ожерелья, состоявшие из восьмисот одинаковых звеньев; брошь с изображением бога смерти; ажурные наперстки для сохранения и украшения ногтей; застежки из зубов ягуара, из бирюзы, жемчуга; золотая маска, табакерка из позолоченных тыквенных листьев; опахала, веера из перьев птицы кацаля; кольца. Найденные в захоронении украшения рассказали о том, как одевались индейцы, что они считали необходимым положить с собой умершему.

Косметика индейских племен была красочна и разнообразна. Каждое племя раскрашивало себя по-разному, употребляя душистые смолы, древесный уголь, растительные краски. Индейцы Бразилии деформировали отдельные части лица — нос, губы, мочки ушей. У племен майя косые глаза были эталоном красоты.

Индейцы-кри украшали части лица — нос, уши. В носовую перегородку вставляли гусиное перо, деревянную или костяную палочку, расписанную орнаментом; в ушах были огромные кольца, сушеные плоды.

Лицо раскрашивали охрой, свинцом, сажей. Многие племена прибегали к татуировке. Рисунки ее наносились с детства. Процедура была болезненной, рисунок проявлялся с заживлением кожи. Цвета были яркие — преобладали синяя, красная краски.

Вспомним строки американского поэта Генри Лонгфелло из его произведения «Песнь о Гайавате»: «. краской желтою и красной, краской алою и синей все лицо его сияло; в косы, смазанные маслом, и с пробором как у женщин вплетены гирлянды были из пахучих трав и листьев».

Вопросы и задания

1. Расскажите о прическах африканского населения. Зарисуйте их.

2. Расскажите о прическах индейцев. Зарисуйте мужскую и женскую прически.

3. Какие украшения носили африканцы и индейцы?

Дополнительная литература

Африка. Энцикл. справочник. М., «Сов. энциклопедия», т. 1.

Искусство Африки. М., «Наука», 1967.

Искусство народов Африки. Очерки о худож. культуре с древности до настоящего времени. М., «Искусство», 1971.

Кулик С. Сафари. М., «Мысль», 1975.

Народы Африки. Этногр. очерки. М., Изд-во АН СССР, 1954.

Аверкиева Ю. П. Индейцы Северной Америки. От родового общества к классовому. М., «Наука», 1974.

Чуляев В. И. Америка и Старый свет в доколумбову эпоху. М., «Наука», 1968.

Зубрицкий Ю. А. Инки-кечуа. Основные этапы истории народа. М., «Наука», .1975.

Культура и быт народов Америки. Л., «Наука», 1967.

Народы Америки. Ч. 1. Изд-во АН СССР, 1959.

Мато Н. Мой народ Сиу. М., «Мол. гвардия», 1964.

Карр А. Наветренная дорога. Приключения натуралиста на дальних берегах Карибского моря. М., Географиздат, 1961.

Колумб Х. Путешествия Христофора Колумба. Письма, дневники, документы. М., Географиздат, 1956.

Возрождение ирокеза

70-е годы прошлого столетия ознаменовались появлением различных субкультур как в России, так и за рубежом. Среди них особенно ярко выделялась панк-культура. Так называемые панки пестрили разноцветной одеждой и высокими, выкрашенными во все цвета радуги, ирокезами. Эта прическа стала самым главным и определяющим символом панк-культуры. Примечательно, что средствами для создания ирокеза служили вода с сахаром, мыло, а среди современной российской молодежи ходят слухи, что лучшим средством был обычный борщ.

Среди известных представителей того времени, предпочитающих ирокез классической прическе, можно выделить группу The Exploited, родившуюся в Шотландии. В России одними из главных панков страны была и остается по сей день группа «Пурген», на концертах которой до сих пор можно увидеть ирокезы на головах как самих музыкантов, так и их слушателей.

Прозвище – «гадюки»

Родиной ирокезов считается регион озера Онтарио, к югу от реки Святого Лаврентия. Быстро развиваясь, племена приобрели репутацию отчаянных и жестоких воинов. Доказательством этого является одно только название индейских общин.

Читать еще:  Как заплести две французские косы: стильные варианты причёски с фото

Когда смотришь на фотографии ирокезов или их предков, невольно находишь объяснение названию этого народа. Среди индейцев очень популярны причёски в виде гребня, который дополняют всевозможные украшения – перья, шерсть животных, листья. Вот только слово «ирокез» на местом наречии означает вовсе не сторонника необычного стиля.

Роберт Гриффин «Ирокез», 1998 год

Как заявляют исследователи, слово “ирокез” происходит из алгонкинского наречия. На нём “ироку” означает “истинные гадюки”. Вероятно, кураж и беспощадность, что демонстрировали воины ирокезов во время сражений с соседними племенами, стали причиной того, что их начали сравнивать с ядовитыми змеями.

В общении же между ирокезами часто встречается слово «ходинонхсони», что используется как обозначение всего их народа. Перевести его можно как «живущие в длинном доме», что вполне соответствует представлениям о жилище в данной группы племён. Я хочу подчеркнуть, что ирокезы значительно отличались от большинства индейских народов. Они никогда не строили небольшие вигвамы, где могла бы разместиться лишь одна семья.

В качестве домов ирокезы использовали удлинённые хижины, укрытые корой деревьев. В таком вместительном жилище могли поселиться несколько семей. Они могли быть как родственниками, так и посторонним людьми, а дом представлял собой многолюдное “общежитие”, где каждому находилось место.

Деревня ирокезов из книги «Индейцы», автор книги Вячеслав Шпаковский

2. Гуроны


Гуроны – когда-то одно из самых многочисленных племён Северной Америки (до прихода европейцев их насчитывалось до 40 тысяч человек), были ближайшими родственниками и злейшими врагами ирокезов.

Во многом из-за постоянных войн с ними (а также из-за заразных болезней, привезённых европейцами) к концу XVIII века численность гуронов уменьшилась в несколько раз. Сегодня их осталось (по разным оценкам) всего от 4 до 7 тысяч.

А в своё время именно это племя первым установило торговые отношения с французами в районе Онтарио, поставляя им меха, кукурузу, табак и т.д., а также привлекло к торговле с европейцами и другие соседние племена (за что французы достаточно долго оказывали им поддержку в войне с ирокезами).

Кроме того, гуроны были одной из немногих тогда племенных конфедераций (под общим названием «гуроны» понимались 4 племени со схожей культурой и обычаями).

Но сразу же после Войны за независимость США племя окончательно лишилось своего былого благополучия и всех земель, оказавшись на территории Соединённых Штатов.

Сегодня гуроны забыли даже свой язык.

Апачи или команчи? Каких индейцев надо бояться и почему

Некоторая часть коренных жителей Северной Америки до колонизации жила мирно и спокойно: индейцы ловили рыбу, охотились на бизонов и никого не трогали. Но большинство племен добывало себе пропитание кровавыми набегами на соседей. Когда на индейские земли пришли европейцы, война стала основным занятием практически всех краснокожих мужчин. Первобытная жестокость захлестнула североамериканский континент. EG.RU узнал, какие ужасы творили индейцы со своими врагами.

Ирокезы и апачи

Одним из самых известных и кошмарных способов расправы со своими недругами, которые практиковали индейцы, было снятие скальпа. Ирокезы и апачи были союзниками французов во время Семилетней войны 1756-1763 годов. Они воевали против англичан. Один из командующих французскими войсками во время Семилетней войны Пушо писал в своих мемуарах:

«Сразу после того, как солдат падал, они подбегали к нему, коленями вставали ему на плечи, в одной руке зажав прядь волос, а в другой – нож. Они начинали отделять кожу от головы и отрывать ее одним куском. Это они делали очень быстро, а затем, демонстрируя скальп, издавали крик, который называли «кличем смерти».

Сейчас на территории США проживает около 80 тысяч ирокезов. Около 50 тысяч — в Канаде. Апачей осталось около 100 тысяч человек.

Скальпы использовались индейцами в качестве ритуальных предметов. Существовало поверье, что кони наделяют воина силой поверженного врага. Скальп также служил неопровержимым доказательством смерти неприятеля (особенно жестокие племена привозили с поля боя вместо скальпа головы, руки и ноги убитых ими европейцев).

До прихода в Новый свет белых людей индейцы Великих равнин — предгорного плато в США и Канаде (одним из самых многочисленных племён, которые жили в тех местах, были сиу) скальпировали врагов во время междоусобных стычек при помощи небольших тростниковых побегов. Пришельцы из Старого света принесли с собой острые стальные ножи.

Несмотря на всю жестокость коренных североамериканских жителей, пленников довольно часто оставляли в живых, чтобы восполнить потери, понесенные во время схваток с бледнолицыми и воинами из других племен. Индейцы сиу также брали в жены пленных женщин. После того, как бывшая узница начинала говорить на их языке и рожала ребенка, она становилась полноправной хранительницей семейного очага.

Бывали случаи, когда даже белые мужчины и женщины оставались жить с индейцами: некоторым выжившим после страшных пыток иногда удавалось завоевать доверие и уважение вождей.

Сейчас сиу осталось около 120 тысяч человек. Они полностью интегрированы в американское и канадское общество и ведут мирный образ жизни. Бояться их давно не стоит .

Кстати

Единственным племенем, не подписавшим мирный договор с США, остались семинолы. Они продолжают считаться непокоренным народом, из-за этого некоторые «белые» даже сегодня опасаются встречи с ними. Семинолов осталось не больше 12 тысяч, живут они в Оклахоме и Флориде. Среди них много достаточно обеспеченных людей. Около 10 лет назад во владение племени перешла знаменитая сеть Hard Rock Cafe.

Команчи

Некоторые индейские племена, такие как, например, команчи, отличались извращенной жестокостью по отношению к своим пленникам. Они пытали захваченных европейцев не для того, чтобы выведать какую-то информацию, а лишь для того, чтобы навести ужас на всех, кто посягал на их территорию.

Пощады не было никому: с пленников живьем сдирали кожу, привязывали к муравейникам, подвешивали над огнем, перерезали сухожилия на ногах и оставляли умирать от голода и жажды в пустыне. Женщины подвергались сексуальному насилию. Команчи не щадили даже детей: их либо сразу убивали, либо оставляли в племени для выполнения самой грязной и тяжелой работы.

К слову, в пытках захваченных в плен принимали активное участие женщины. Дама из племени команчи было абсолютно не знакомо сострадание и жалость. Некоторые мучительницы приводили с собой своих сыновей, чтобы те «становились мужчинами», наблюдая за кошмаром, который творился в индейском поселении после каждой схватки.

Команчи в наши дни живут в основном на территории штата Оклахома. Их осталось совсем немного — около 15 тысяч человек.

Оттава

Среди североамериканских индейцев было немало каннибалов. У индейцев племени оттава и некоторых других поедание плоти убитых врагов было важнейшим ритуалом празднования победы. Воины съедали сердца, а другие части тела раздавались соплеменникам.

Иногда ради потехи плененному предлагался «шанс на спасение»: его раздевали догола и разрешали убежать. Спустя несколько минут в погоню за ним отправлялось несколько десятков воинов, вооруженных томагавками, копьями и луками. Разумеется, каждая такая «охота» завершалась кровопролитием.

Представителей племени оттава в живых осталось 25 тысяч человек. Большинство из них живут в резервациях, занимаются традиционными ремёслами и работают в качестве наёмных рабочих на фермах.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector