Как закрепить велосипедные колеса на эксцентрике?
Эксцентриковый зажим, состав механизма, принцип работы, установка колес, плюсы и минусы
Простота и лёгкость в эксплуатации и обслуживании – одна из главных тенденций настоящего. Своё отражение это находит во многих сферах человеческой деятельности: в работе и отдыхе.
Различные устройства и приспособления облегчают получение нужного результата без особых усилий.
Мир крепёжных соединений в веломире тоже не остался в стороне. Появился крепёж, который в силу своей конструкции может обойтись без специального инструмента – это эксцентрик.
Конструкция эксцентрикового зажима
Круглый эксцентрик 1, представляющий собой диск со смещенным относительно его центра отверстием, показан на рис. 113, а. Эксцентрик свободно устанавливается на оси 2 и может вращаться вокруг нее. Расстояние е между центром С диска 1 и центром О оси называется эксцентриситетом.
К эксцентрику прикреплена рукоятка 3, поворотом которой осуществляется зажим детали в точке А (рис. 113, б). Из этого рисунка видно, что эксцентрик работает как криволинейный клин (см. заштрихованный участок). Во избежание отхода эксцентриков после зажима они должны быть самотормозящим и. Свойство самоторможения эксцентриков обеспечивается правильным выбором отношения диаметра D эксцентрика к его эксцентриситету е. Отношение D/e называется характеристикой эксцентрика.
При коэффициенте трения f = 0,1 (угол трения 5°43′) характеристика эксцентрика должна быть D/e ≥ 20 ,а при коэффициенте трения f = 0,15 (угол трения 8°30′)D/e ≥ 14.
Таким образом, все эксцентриковые зажимы, у которых диаметр D больше эксцентриситета е в 14 раз, обладают свойством самоторможения, т. е. обеспечивают надежный зажим.
Рисунок 5.5 — Схемы для расчета эксцентриковых кулачков: а – круглых, нестандартных; б- выполненных по спирали Архимеда.
В состав эксцентриковых зажимных механизмов входят эксцентриковые кулачки, опоры под них, цапфы, рукоятки и другие элементы. Различают три типа эксцентриковых кулачков: круглые с цилиндрической рабочей поверхностью; криволинейные, рабочие поверхности которых очерчены по спирали Архимеда (реже – по эвольвенте или логарифмической спирали); торцевые.
Устройство и принцип действия велоэксцентрика
Эксцентриком называется механизм, закрепляющий ось на велосипеде. Существует три места применения: на втулке, на подседельной трубе и точки соединения элементов складного велотранспорта.
Чаще всего велоэксцентрик используется для крепежа втулки на дропаутах рамы велосипеда. Механизм может применяться как для передних колес, так и для задних, соответственно конструкция может немного изменяться.
Устройство
Конструкция эксцентрика представляет собой высокопрочную ось, вставленную в зажимную ручку с уплотнительной резинкой, с одной стороны, чаще всего поверх последней одета чаша. Посередине две пружинки, надетые на ось (пружинки используются для велоэксцентрика, устанавливаемого на втулках колеса) и колпачок с насечками, который накручивается с другой стороны. Данная конструкция является наиболее распространенной, но может изменяться в зависимости от разновидности, в соответствии с этим на ось одевают дополнительные детали.
Положительные стороны
Велоэксцентрик обрел популярность на современных велосипедах, так как превосходит в удобстве крепежа по сравнению с гаечным. При этом качество ничем не хуже, но при условии, что эксцентрик исправен и находится в хорошем состоянии.
Удобство использования данной конструкции особенно ощущается в поездках на велосипеде. Когда нужно разблокировать велоколесо, то его можно легко снять, без использования ключей для раскручивания гаек. Последние в течение времени прикипают и открутить становится проблематично и понадобится время, а в будущем потребуется замена на новые.
Отрицательные стороны
При всех достоинствах механизма, существует и обратная сторона:
- При неправильной установке или недостаточном затягивании может случиться авария с более серьезными проблемами для владельца велосипеда. Такая же ситуация касается и складного велосипеда, где эксцентрик используется для соединения складывающихся частей транспортного средства;
- Легкость снятия эксцентриком является и недостатком. Оставить такой велотранспорт припаркованным на стоянке не получится, иначе можно остаться без колеса или седла, или же, наоборот, останется только одно колесо (в зависимости от места крепления велозамка). Для исключения возможности кражи нужно приобретать дополнительные замки и с их помощью соединять между собой велоколеса с рамой, рамы с седлом и т. д.
Виды эксцентриков
Велосипедные зажимы делятся на 2 вида:
- Регулируемый (Clix).
- Традиционный.
Первый вид отличается наличием в составе чашечки, толкателя и кнопки блокировки. Такой зажим подходит под различные размеры вилки и нижних перьев рамы. Назначение кнопки блокировки – прочное закрепление ширины механизма.
Перед тем, как устанавливать его на другой байк требуется регулировка для исключения слабой фиксации колёс.
Как правильно установить колеса на эксцентрике
Чтобы правильно установить колеса на эксцентриках, нужно придерживаться следующей последовательности действий:
- велосипед перевернуть колёсами вверх, поместив его в удобное для работы положение;
- перевести рычаг эксцентрика в положение «открыть»;
- вставить колесо в дропауты (гнезда для крепления колёс);
- закрутить регулировочную гайку на противоположном конце эксцентрика;
- установить рычаг эксцентрика в положении «закрыть»;
- проверить качество вращения колеса.
Если вовремя установки, рычаг закрывается легко, гайки разумеется необходимо ещё подтянуть. Свободный ход рычага эксцентрика свидетельствует о том, что крепления не совсем надежно закреплены, в идеале, его ход должен быть немного затруднен. Установка переднего колеса на велосипед с эксцентриком, при необходимости, вполне может производиться самостоятельно в пути.
Эксцентрик для заднего колеса велосипеда может представлять разновидность крепления в виде узла под названием эксцентриковая каретка велосипеда. Она обеспечивает соединение рамы и вращательного механизма с помощью подшипников, запрессованный в стакан рамы.
Как закручивать эксцентрики при установке колес
Колесный обод, учитывая вариант крепления, устанавливается по-разному. Методики по применению обычного и регулируемого эксцентриков в большинстве своем похожи, однако каждую из них предлагаем разобрать в отдельности.
Как правильно поставить простой эксцентрик
Предстоит выполнить следующий алгоритм действий:
- крепежный рычаг выставляется по отметке «open»;
- колесный обод размещается по дропаутам с таким расчетом, чтобы его втулка плотно примыкала к перьям вилки велосипеда изнутри;
- рычаг перебрасываем в положение «регулировка», разместив его между основными метками;
- гайку, которой осуществляется регулировка, затягиваем, но не слишком плотно – должен оставаться зазор;
- переключаем рычаг эксцентрика на «close».
В момент манипуляций с рычагом должно ощущаться некоторое сопротивление. Когда преодолеть его невозможно, регулировочную гайку на один оборот ослабляем. Если усилий нет, гайку закручиваем больше.
Обращаем внимание, что сила, с которой воздействуют на закрытие эксцентрика, должна быть в диапазоне от 5 – 6 до 20 кг. Закрывая эксцентрик, посмотрите, чтобы рычаги, находясь в закрытом виде, ни с чем не соприкасались, не создавали помех для других велосипедных аксессуаров.
Установив и зафиксировав колесо, его рекомендуется продиагностировать:
- эксцентриковый рычаг вокруг собственной оси проворачиваться не должен;
- колесный обод вращается строго в одной плоскости, фиксация его выполнена надежно. Чтобы удостовериться в этом, велосипед приподнимают, ударяют по колесу сверху.
Чтобы демонтировать колесный обод, необходимо перевести рычаг эксцентрика на отметку «close», ослабить регулировочную гайку на три – четыре оборота, извлечь колесо из дропаутов.
Как правильно установить эксцентрик Clix
Если в привычном всем варианте зажим регулируется после каждого очередного демонтажа, то второй вариант с его конструктивными особенностями оставляет возможность постоянно использовать регулировку, выполненную в момент первой установки.
Но есть нюанс – данная особенность эксцентрикового механизма не оставляет возможности один раз отрегулированный крепежный элемент устанавливать на другие велосипедные колеса либо вилки.
Как закрутить эксцентрик Clix:
- переключаем рычаг в отметку «open», прижимаем механическую чашу с эксцентриковым рычагом, плотно устанавливаем колесный обод в велосипедные дропауты;
- перемещаем эксцентрик на отметку «close». Как только механизм крепления закрывается, вращение рычага не разрешается, потому что качество крепления от этого снижается.
Заранее, до установки эксцентрика, рычаг выставляется в такое положение, в котором своим закрытием он не создает помех для других элементов велосипедного транспорта и даже не соприкасается с ними.
Проверяется закрепленное колесо на надежность аналогичным образом, как после фиксации его традиционным эксцентриком.
Последовательность демонтажа
Перед тем как снять переднее колесо с велосипеда, необходимо сам байк избавить от всяческих аксессуаров и дополнительных приспособлений, чтобы не повредить их под весом конструкции в процессе демонтажа.
- Переворачиваем велосипед вверх колёсами, ставим его на стенд для ремонта. Или же, при отсутствии специальной стойки, просто на руль с седлом.
- Теперь нужно определиться с типом тормозной системы, установленной на велосипеде.
- Дисковые тормоза не доставят хлопот при снятии колеса. Единственное, что стоит учесть, так это то, что гидравлическим тормозам не по нраву перевёрнутое положение, ведь в систему может попасть воздух. В таком случае тормоза придётся прокачать после всех процедур, произведённых с вашим байком.
- Ободные тормоза нужно будет расстегнуть, перед тем как снимать конструкцию с креплений. Для этого нужно руками сжать рычаги и вывести конец троса из хомута, затем развести рычаги в стороны.
- Ось втулки крепится к вилке посредством эксцентрика или гаек. В первом случае следует просто отвернуть эксцентрик, открутить и вынуть колесо из концов вилки, аккуратно потянув его вверх. Во втором — при помощи гаечного ключа открутить гайку, для удобства во время откручивания можно придерживать её вторым ключом.
После того как колесо снято, можно продолжать вести с ним необходимые работы, ради которых оно, собственно, и снималось.
Как снять переднее колесо с вилки
Снятие колеса – простейшая процедура по обслуживанию байка. Делается это очень просто:
- Перевернуть велосипед вверх колесами.
- Разжать ободной тормоз, снять калипер с дискового.
- Ослабить крепления с дропаутов вилки.
- Снять ось колеса с креплений.
На дропаутах крепление бывает гайковым и эксцентриковым. В первом случае понадобятся два гаечных ключа на 15 мм – одним удерживаем гайку, другим аккуратно скручиваем на противоположной стороне. С эксцентриком все проще – ослабить гайку-фиксатор и откинуть зажимной рычаг.
Виды эксцентриков
Разнообразие велосипедных эксцентриков поражает – их два:
- Традиционный.
- Регулируемый (Clix).
Принципиальная конструкция обоих видов схожа — это совокупность следущего:
- Ось вала, вставляемая во втулку колеса.
- Регулировочная гайка. Калибрует необходимую длину оси.
- Прижимной диск. Рабочий узел, через который производится фиксация закрепляемого элемента (колеса, подседельного штыря).
- Эксцентрик. Фиксирующий рычаг, оснащенный прижимным валом со смещенной осью.
Как снять переднее колесо?
- На первом этапе смотрим какие у вашего велосипеда тормоза. Если у Вас дисковые тормоза, то переходим сразу к пункту 2. Если же у Вашего велосипеда тормоз ободной, то необходимо его разжать. Это процедура примерно одинакова для всех видов ободных тормозов. Например, чтобы разжать тормоз типа V-brake необходимо руками сжать колодки (это проще делать в месте крепления к ним троса) и вытащить дугу, как показано на рисунке.
Теперь аккуратно переворачиваем велосипед вверх колёсами. При этом получается, что он стоит на руле и седле довольно устойчиво. На этом этапе следует внимательно следить затем, чтобы не повредилось оборудование, закрепленное на руле (велокомпьютер, звонок, велофару и т.д.). Кроме того, лучше подложить тряпочку под переключатели скоростей, чтобы их не поцарапать. Если у Вашего велосипеда гидравлические дисковые тормоза (от ручки тормоза идёт шланг с тормозной жидкостью, а не обычная рубашка с тросиком), то не рекомендуется держать велосипед перевернутым долго, во избежании попадания воздуха в гидролинию, так как если такое произойдёт, то надо будет прокачать тормоза (процесс хоть и не сложный — но довольно трудоемкий).
Далее смотрим, каким же образом у Вас закреплено колесо: обычная ли это гайка или эксцентрик (небольшой рычажок).
3.1. Если у Вас колесо крепится гайкой, то необходимо взять два подходящих ключа. Один накинуть с одной строны, второй — с другой, и крутить против часовой стрелки один из ключей, удерживая на месте второй. Не обязательно отворачивать гайки до конца, а просто ослабить до момента, когда колесо можно будет спокойно вынуть.
3.2. Если же у Вас колесо крепится эксцентриком, то тут вообще все просто — не нужны никакие инструменты. Тянем этот эксцентрик на себя, как показано на рисунке, после чего необходимо ещё немного открутить его против часовой стрелки, придерживая с обратной стороны рукой, пока не станет возможным вытащить колесо.
На последнем этапе просто тянем колесо вверх, и, если Вы всё сделали правильно, оно легко снимается. На велосипедах с дисковыми тормозами нельзя нажимать на ручку тормоза со снятым колесом, так как при этом колодки могут сжаться, и надо будет возиться ещё и с ними.
Установка колеса
Колеса должны быть установлены надлежащим образом на раме велосипеда. Перекос может привести к проблемам сдвига и регулировки велосипеда. Если колесо закреплено ненадежно, то оно может отвалиться во время езды и травмировать велосипедиста.
Втулки твердых осей используют гайки на оси снаружи на накладке на раме. Гайка оси содержит шайбу, встроенную в неё, или отдельную шайбу. Если шайба имеет зубчики или накатку, то они соединяются с углублением для закрепления колеса. Смажьте резьбу на оси, когда колесо установлено на велосипеде.
Часто бывает проще установить переднее колесо, когда велосипед стоит на земле. При размещении велосипеда на земле ось должна быть полностью в накладке на раме.
1. Убедитесь, что рычаг механизма эксцентрики для закрепления осей колес находится в открытом положении, и что его тормозной механизм открыт.
2. Установите колесо в накладку на раме. Убедитесь в том, что втулка полностью установлена в раме или вилке.
- На заднем колесе сначала поверните механизм переключения передач назад и поместите наименьшую шестеренку между верхней и нижней секциями цепи. Установите колесо между тормозными колодками, зацепив наименьшую шестеренку на цепи.
- Механизм эксцентрика для закрепления осей колес: затяните ось так, чтобы рычаг встретил сопротивление на 90° от рамы или вилки.
- Прямая ось: двигайте ось на месте и поверните по часовой стрелке до упора.
- Твердая ось: затяните обе гайки на оси до упора.
- Рекомендуется использование динамометрического ключа. Тем не менее, если он недоступен, необходимо приложить усилие. Для 25 Нм применяется около 40 фунтов давления до конца 5 «ключа.
4. Определите конечное положение закрытия рычага. Поверните передний рычаг и регулировочную гайку так, чтобы рычаг оказался в конечном итоге только в передней части вилки. Установите задний рычаг между опорой цепи и сиденья. Переставьте рычаг по мере необходимости, если он не будет полностью закрыт.
5. Повторно снимите механизм тормоза, если это применимо.
6. Убедитесь в том, что колесо находится в центре рамы или вилки. Ослабьте гайки на оси и, при необходимости, отрегулируйте центр колеса в раме и снова затяните.
7. Убедитесь в том, что обод тормозных колодок сосредоточен на колесе и регулируйте по мере необходимости.
Колеса
Колёса — одни из наиболее значимых компонентов велосипеда. Прочность их конструкции и взаимодействие их с тормозами велосипеда определяет здоровье велосипеда в целом. Лучший уход за колёсами — это профилактика.
Эксцентриковый зажим — это механизм, при помощи которого одним простым нажатием на рычаг на втулке можно легко монтировать и снимать колесо, что, в частности, облегчает транспортировку и ремонт велосипеда, т.к. снятие колеса производится без использования каких-либо инструментов.
Предупреждение. неправильная установка и регулировка колес с втулками с эксцентриковым зажимом может привести к потере колеса во время движения, что, в свою очередь, может стать причиной ДТП и травм.
Для надёжной и безопасной работы эксцентриков внимательно прочтите и следуйте следующим правилам:
1. Проверяйте оба колеса перед каждой поездкой.
2. Поверните эксцентрик в положение OPEN (ОТКРЫТО) и вставьте колесо в направляющие вилки.
3. Установите эксцентрик в среднее положение между ОТКРЫТО и CLOSE (ЗАКРЫТО), затяните руками гайку, противоположную эксцентрику, до упора.
4. Большим пальцем руки переведите эксцентрик в положение ЗАКРЫТО. В конце поворота движение должно происходить с усилием.
5. Если эксцентрик закрывается без усилия, повторите действия п.4. Для центровки колёс при зажиме эксцентриков располагайте велосипед вертикально.
6. Располагайте рычаг эксцентрика так, чтоб обеспечить отсутствие трения рычага о конструкцию рамы и навесного оборудования и захват рычагом посторонних предметов в зону вращения колёс.
7. Выполните две процедуры проверки правильности установки колёс:
а. приподнимите переднее колесо над поверхностью и слегка ударьте по нему. Колесо не должно выпадать, шататься из стороны в сторону или располагаться не по центру;
b. попробуйте провернуть эксцентрик, если Вам это удалось, повторите операции 2-6 для достижения необходимого результата.
8. Для заднего колеса повторите операции 2-7.
Замечание. При снятии заднего колеса переведите цепь на самые маленькие звёзды шатунов и кассеты. У односкоростных велосипедов отсоедините хомут тормозного рычага от рамы.
Если Ваш велосипед укомплектован гайками на осях колёс вместо эксцентриков, убедитесь в том, что они затянуты с усилием 20.3-27.1 Нм для переднего колеса, и 27.1-33.9 Нм — для заднего. Убедитесь в правильности установки колёс: приподнимите переднее колесо над поверхностью и слегка ударьте по нему. Колесо не должно выпадать, шататься из стороны в сторону или располагаться не по центру.
Для заднего колеса повторите то же самое. На велосипедах класса БМХ с креплением колёс на гайках, где установочный размер вилки не соответствует диаметру оси колеса, с обеих сторон втулок устанавливаются специальные шайбы, имеющие два посадочных диаметра и обеспечивающие правильную установку колёс.
Некоторые велосипеды для фристайла имеют трубчатые удлинители осей колёс, называемые пэгами . На таких велосипедах специальные шайбы устанавливаются между вилкой и пэгами , а стандартные шайбы и гайки внутри пэгов . Усилие затяжки гаек с размером под ключ 15 мм составляет 24,9-27 Нм, а с размером 18 или 1 Эмм — 40 Нм.
Прежде, чем установить покрышку, убедитесь, что ободная лента полностью закрывает обод (от стенки до стенки) и отверстия под спицы.
В разделе Установка покрышек процедура монтажа-демонтажа камер описана более детально. Если Вы не обладаете необходимым инструментом, то обратитесь в сервисный центр.
Внимание. Вращая колёса, проверьте наличие на ободах вертикального и горизонтального биения (на профессиональном жаргоне мастеров они называются, соответственно, яйцо и восьмёрка ). В случае обнаружения указанных дефектов, равно как и слабины спиц, обратитесь в сервисный центр.
Внимание. При обнаружении люфта в подшипниках втулок не пользуйтесь велосипедом. Для ремонта обратитесь в сервисный центр. Убедитесь, что ободная лента полностью закрывает обод (от стенки до стенки) и отверстия под спицы. Через незакрытые отверстия спицы могут пробить камеру, что может привести к потере управления и травме.
Ежегодно меняйте смазку подшипников втулок. Эта работа требует специального инструмента и навыков и должна быть выполнена только в сервисном центре. Эксцентрики смазывайте один раз в год несколькими каплями жидкой синтетической смазки в местах вращения.